flex media

Будьте готовы изменить всё

22 ноября 2016
Валерий Келмуть, генеральный директор

Что ожидает веб-студии в будущем, какие технологические тенденции будут востребованы, чего хочет белорусский заказчик и где искать хороших программистов — эти вопросы всегда остаются актуальными для digital-агентств. Генеральный директор Flex Media Валерий Келмуть дал интервью о тенденциях развития рынка веб-разработки сооснователю проекта «Рейтинг Байнета» Сергею Скороходу.

— Наблюдается ли снижение стоимости и ценности стандартных проектов в сегодняшней экономической ситуации? По нашим данным, снижение составляет 20-30%. Каковы прогнозы на этот год?

Мы не снижаем стоимость, так как трудоёмкость разработки типового проекта не изменилась, а рейт специалистов даже немного растёт (мы хотим и пытаемся удерживать и привлекать лучших специалистов). Нет смысла работать ради работы. Что касается ценности типовых проектов, она действительно снижается. Как для бизнеса, который теперь хочет не «сайт», а конкретный результат, достижение своих целей. Так и для нас самих: по нашему мнению будущее за сложными решениями, которые базируются на пересечении различных экспертиз. В 2017 г. интерес к стандартным и типовым решениям будет продолжать снижаться.

«Просто «картинками» о которых все так говорят, никого не удивить»

— Есть мнение, что рынок ростёт за счёт комплексных веб-решений и крупных IT-проектов (интеграция сайта со всеми бизнес-процессами компаний).

Здесь полностью согласен. В топах российского digital есть мнение, что рынок сложных программных внедрений CRM и консалтинга в этой части по объёму будет в 10 раз больше, чем рынок разработки сайтов.

— Увеличился ли запрос на качественный интерфейс сайта, юзабилити и эффективность его работы в связке с остальными бизнес-процессами? Уходит ли дизайн на второй план?

Тот, кто говорит, что дизайн уходит на второй план, похоже просто не понимает, что такое дизайн. Это такое же ложное утверждение, как «рынок веб-разработки умирает». Мир и технологии меняются слишком быстро. Дизайн тоже меняется. Сегодня хороший веб-дизайн это:

  • — аналитика;
  • — проектирование;
  • — юзабилити;
  • — пользовательский опыт;
  • — международные стандарты;
  • — современные тренды;
  • — интерактив;
  • — анимации;
  • — технологии;
  • — креатив;
  • — грамотный процесс.

И правда, просто «картинками» о которых все так говорят, никого не удивить. Но действительно профессиональные решения требуют большого опыта и сильных экспертиз внутри команды.

— Какие технологические решения наиболее востребованы сегодня у заказчиков – адаптивность, скорость загрузки сайта, что ещё?

Я бы сказал, что сегодня это не технологические решения, а обычный стандарт качества любого проекта. Я признаю, что мы по-прежнему производим сайты, которые не являются адаптивными. Но это только потому, что на них всё ещё есть спрос. Клиент сознательно идет на то, чтобы разрабатывать исключительно desktop решение для уменьшения стоимости. По-настоящему технологические решения, это веб-приложения single page application; сложный front-end с анимациями и интерактивом; высоконагруженные highload проекты с интеграциями сторонних информационных систем и т.д.

«Проблема компетенции заказчика ещё очень долго будет существовать»

— Насколько остра проблема рынка – клиенты продолжают оценивать проекты в конечных суммах и сроках? Где aglie?

Всё та же проблема компетенций Заказчика. Скорее всего она будет ещё очень долго существовать, так как технологии развиваются быстрее, чем реальный сектор может себе «позволить». Я не перестану говорить: на 50% наша работа заключается в обучении Заказчика. Крупные российские агентства сегодня перед началом работы над проектом проводят целые воркшопы в своем офисе для сотрудников Заказчика, чтобы сделать вклад в успешное сотрудничество и совместно разработать по-настоящему эффективное решение, которое будет решать задачи бизнеса.

— Базовые (простые) потребности клиентов закрываются готовыми решениями в виде конструкторов и коробочных систем управления.

Это так. Вот только даже на конструкторах создавать по-настоящему качественные решения обычному пользователю достаточно сложно. И если с точки зрения реализации программного решения проблема действительно так или иначе решается, то в целом клиенту не хватает опыта и экспертиз в развитии такого решения и куда важнее — выбора направления вектора такого развития. Говоря простым языком, пользователь может просто не понимать, что он делает и реализовав то или иное программное решение на том или ином конструкторе, его цели не достигаются, так как изначальные предположения в связи с отсутствием опыта оказываются неверными. Мы создаем для своих клиентов бюджетные решения для определённых задач на современных конструкторах и эта услуга пользуется достаточно хорошим спросом, но требует от нас максимально автоматизированного процесса производства.

— Белорусский заказчик стал более грамотный, но большинству (70-80%) нужен типовой стандартный продукт.

Подозреваю, что от разных веб-студий здесь Вы услышите разные мнения и дело всё в том, что все мы сами создаём своё позиционирование и выбираем с чем нам работать. Идём в уникальные и нестандартные решения, постоянно развиваемся, пытаемся продать свой опыт и экспертизы дорого или делаем то, что «доехало» и продаём за столько, сколько «дали». В нашем случае спрос на стандартные решения сохраняется на уровне порядка 50%. И я могу сказать, что порядка 25% всех проектов, которые мы сейчас разрабатываем, требуют от нас импровизации и обучения «на лету». Например понятно, что мы неоднократно работали с API и интегрировали различные сервисы, но клиент приходит и говорит, что нужно сделать «это» с помощью «вот этого». Мы изучаем техническую документацию и используя весь свой опыт делаем так, чтобы весь этот «комбайн» работал.

— Госорганы идут в веб: увеличивается запрос на качественные веб-проекты.

Всё так и есть, только компетенций у них по-прежнему нет. И всё потому, что браться им неоткуда. Хорошим и опытным проект-менеджерам нечего делать в белорусской государственной организации. И здесь возникает очень много проблем. Даже российский рынок разработки сайтов для гос. органов ушёл от нашего очень далеко. Бюджеты и борьба за гос. тендеры там просто сумасшедшие! Кроме того, здесь нельзя просто уметь делать свою работу, нужно ещё понимать специфику работы и иметь реальный опыт с такими структурами. В России есть достаточно чёткое разделение среди агентств, которые работают с гос. органами и которые не работают с ними ни при каких условиях. Знаю нескольких игроков, которые особенно ориентированы на гос. сектор. Они говорят, что это сложно и не всегда интересно, но пока действительно прибыльно, если «умеешь правильно готовить».

«Многих специалистов мы в прямом смысле слова выращиваем у себя»

— Проблема кадров (главным образом программистов) стала менее острой.

То ли мы существуем в разных мирах, то ли наши требования настолько завышены, но в любое время настоящих специалистов, да ещё за адекватную стоимость с огнём не найти. Это проблема не то, что веб-разработки, это проблема всего IT. И в ближайшее время менее острой она не станет. Мы уделяем большое внимание людям, которые у нас работают и многих специалистов в прямом смысле слова выращиваем у себя. Компании нужно быть очень чуткой и внимательной, постоянно предлагать новые интересные вызовы и задавать темп такого роста и развития, чтобы квалифицированные специалисты хотели работать у тебя через 1-2 и более лет. Есть очень много примеров на личном опыте, когда наша компания переквалифицировала своих специалистов и меняла направление их развития только потому, чтобы люди с большим потенциалом оставались внутри, а не уходили в поисках лучшей жизни. Из свежих примеров на российском рынке, Студия Олега Чулакова организовала конкурс для лучших дизайнеров страны, чтобы отобрать лучшие кадры и предложила в качестве вознаграждения обучение в Барселоне в университете HARBOUR SPACE. AIC прямо сейчас организовало одну из лучших школ дизайнеров. Так о чём мы говорим? Проблема кадров — самый острый вопрос любой современной и стремительно развивающейся IT компании.

— Стоимость специалистов (программистов) снизилась на сколько процентов?

В нашем случае стоимость программистов не снизилась и даже наоборот, медленно растёт. Это связано с тем, что перед такими специалистами ставятся новые задачи для эффективного роста и развития компании. Несомненно, улучшая свой бэкграунд и зарабатывая для компании они имеют свои личные интересы.

«Выживает не сильнейший, а приспособленный, гибкий и способный к быстрым изменениям»

— Переориентация веб-разработчиков с российского на западные рынки.

Согласны. Это тренд, который обоснован понятными экономическими условиями. То же самое делаем и мы. Но реальность такова, что в России есть агентства, имеющие $1 млн. чистой прибыли в год. Чтобы не быть голословным, например Notamedia – одно из таких агентств. Мы знаем такие компании и пытаемся многому у них учиться. В России тоже есть деньги и, по-моему, главная проблема белорусских веб-разработчиков сегодня далеко не рынки, а специалисты, опыт, экспертизы, знания, качество производства, умение продавать и желание управленцев качественно и постоянно развиваться.

— Объём, который освоили веб-студии в прошлом году – около $10 млн. Будет ли рост по итогам текущего года?

Незначительный рост будет.

— Мелкие компании уходят с рынка. Среди успешно работающих студий усиливается специализация.

Дело не в размерах. Я гарантирую, что с рынка уйдут и большие компании. Выживает не сильнейший, а приспособленный, гибкий и способный к быстрым изменениям. Президент Samsung сказал: «В следующем году будьте готовы изменить всё в своей жизни, кроме жены/мужа и детей». То же самое своим сотрудникам говорим мы.

comments powered by Disqus